Домой Художники Крамской Иван Николаевич (Kramskoy Ivan)

Крамской Иван Николаевич (Kramskoy Ivan)

Имя: Крамской Иван Николаевич (Kramskoy Ivan)
Годы жизни: 1837 – 1887 годы
Направление: Реализм
Биография: Иван Николаевич Крамской родился в семье писаря в городе Острогожске недалеко от Воронежа в 1837 году. В юности он работал ретушером при фотографических мастерских, а в 20 лет приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств. В 1858 году написал первую критическую статью, в которой заявил, что современный художник подобен пророку, что он должен “поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы их сердце забило тревогу”.

Осенью 1863 года Крамской возглавил “бунт 14-ти” – демонстративный выход из Академии 14 претендентов на Большую золотую медаль с требованием свободного выбора темы для конкурсной программы. Крамской получил звание классного художника второй степени.

Вышедшие из Академии художники образовали первую в России независимую организацию Санкт-Петербургскую художественную артель, чтобы “работать вместе и вместе жить”. Некоторое время Крамской был старостой Артели. В 1865 году он способствовал первому участию членов Артели в художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. С 1863 по 1869 годы Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, также давал уроки живописи в царской семье с конца 1860-х – по 1880-е годы, а 1869 году за ряд живописных портретов был удостоен звания академика.

В письмах 1860-х Крамской выступил последовательным защитником новых идей. Он не мыслил себя вне времени, вне окружающей жизни. В его понимании, как и в понимании многих его современников, свобода личная неотделима от интересов общества. Вместе с тем он много работал на заказ, в частности в 1866-1869 годах участвовал в росписи купола храма Христа Спасителя в Москве. Но более всего в эти годы он был увлечен поиском собственного пути в искусстве. С самого начала своего творчества Крамской определился как портретист. В это время он работал как в живописной, так и в графической технике, писал камерные и парадные композиции. Его моделями были в основном товарищи по Артели и её гости. Среди ранних работ выделяется живописный овальный автопортрет 1867 года и портрет жены Софьи Николаевны Крамской, изображенной в саду за чтением на фоне заката.

На рубеже 1860–1870-х годов Крамской активно участвовал в учреждении Товарищества передвижных выставок, в котором видел возможности осуществления своей давней мечты о взаимопонимании среди художников. Артель в этом смысле не оправдала его надежд, он вышел из нее в 1870-м году. С начала 1870-х годов Крамской стал общепризнанным авторитетом среди передвижников, во многом определяя их политику. С первой передвижной выставки 1871 года и вплоть до 15-ой, состоявшейся в год смерти художника, он активно участвовал в каждой выставке Товарищества.

На первой передвижной он представил картину “Русалки”, написанную по повести “Майская ночь” Н.В.Гоголя. Обратившись к поэтическому мотиву, художник расширил представления о жанре, бытовавшие в русской живописи 1860-х годов, и создал бессобытийный жанр. Эта лирико-романтическая линия творчества нашла свое продолжение как в иллюстрациях к Н.В.Гоголю, А.С.Пушкину, так и в целой группе «поэтических» работ Крамского («Девушка с распущенной косой», «Осмотр старого дома»).

В серии портретов, исполненных в технике монохромной живописи художников М.К.Клодта, Ф.А.Васильева и скульптора М.М.Антокольского Крамской бросил вызов фотографии, ставшей особенно популярной в эти годы: белые рамки, окаймлявшие изображения, воспринимались как имитация фотографического паспарту. В то же время каждый портрет выделяла емкость и глубина психологической характеристики. Тем самым Крамской решительно утверждал, что только искусству доступно внутреннее сходство.

На второй передвижной Крамской выставил картину “Христос в пустыне”. В том же году, узнав о намерении Совета Академии Художеств удостоить его звания профессора исторической живописи, отказался принять это звание.

Тема Христа стала едва ли не самой важной и в дальнейшей судьбе художника. Над “вторым томом Христа” – картиной “Хохот”, художник работал до конца своих дней. История восприятия полотна богата самыми противоположными суждениями. Христа Крамского называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, в нем видели конкретный образ современника и в то же время находили “отвлеченный абстракт идеи”, “иероглиф мысли”. В связи с картиной поднимали вопросы как религиозного, так и мистического, как философского, так и нравственного характера.

Письма Крамского раскрывают глубину и важность постановки вопросов христианского мировоззрения в жизни художника. В них отражен также и процесс мучительно долгой работы над самим полотном, которое писалось по выражению художника “слезами и кровью”.

Крамской не сомневался в исторической достоверности Евангелия, в действительном существовании Христа. Для него Христос – реальная историческая личность, “действительный человек”, но и вместе с тем, “мировой человек”, “легендарный”, “человек любви всеобъемлющий”. Он называл его то “сыном человеческим”, то “сыном Божиим”, то равным, то неравным Богу. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.

Эстетика картины лежит в границах того, чем вдохновлялось время Крамского. Художник искал изображение, соотнося его с собственным мыслимым образом, нисколько не претендуя на универсальность. Созданный им образ не божественен и не сверхъестественен. А «правда лица» зависела не от принятого канона, а от подлинности отношения художника, от его веры. «И на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему Вы знаете, что он был такой? Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», – писал художник.

С начала 1870-х годов Крамской – ведущий портретист своего времени, удивлявший современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками.

Спокойно смотрят его модели из серого, ”муругого” пространства портретных фонов. Детали костюма, внешней обстановки менее всего интересовали художника, порой оставались едва прописанными. В объектив художника прежде всего, попадали лица и руки, которые писались при помощи излюбленного приема Крамского – светотени, выявляющей “сердечные движения”. Именно в лице заключалось самое важное и значительное. Оно выделялось светом, проникающим в самые глубины человеческого существования. Этот прием Крамской возвел в принцип своего портретирования. Сдержанность в изображении подробностей предполагала такое художественное измерение, которое обнаруживало внутреннее содержание личности, её мироощущение. Он утверждал лучшее в человеке, изображая модель в состоянии духовного и душевного напряжения, отбросив пелену житейского и повседневного.

Духовная стойкость, незаурядный ум переданы в портрете Л.Н.Толстого, одном из лучших произведений русской живописи второй половины ХIХ века. Собранная воля, подвижническая решимость почувствованы Крамским в портрете М.Е.Салтыкова-Щедрина. В портрете Д.В.Григоровича за изящной светскостью жеста, ярко характеризующим, по признаниям современников его манеры, в усталом взгляде обнаруживается драма писателя, пережившего собственный успех и литературное призвание. Под сильным впечатлением от встреч с неизлечимо больным поэтом был создан своеобразный портрет — картина “Некрасов в период “Последних песен”ставший живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва. Свидетельством близких отношений Крамского и Третьякова стал небольшой камерный портрет коллекционера (1876, ГТГ), признанный лучшим портретом собирателя. Он оставляет впечатление подвижнической строгости и внутреннего благородства модели.

Путешествие по Европе, осуществленное Крамским в 1876 году, повлекло за собой увлечение искусством Запада. Он интересовался современной французской живописью, античной классикой, изучал наследие старых европейских мастеров: Ван-Дейка, Веласкеса, Рембрандта. В портретах В.Н.Третьяковой, С.Н.Крамской, В.В.Самойлова художник претворил традиции старой испанской живописи. А портрет художника А.Д.Литовченко отличает свободное энергичное письмо, что позволяет говорить об определенных перекличках с искусством Э.Мане и Дега.

Наиболее близким ему было портретное искусство Гольбейна, который по выражению Крамского “опускался своим анализом в самую глубину человеческого лица…запускал свой щуп до дна души человеческой”. Это соответствовало пониманию собственных художественных задач. “Я всегда любил человеческую голову”, – говорил художник, стремясь увидеть в своих современниках такие качества человеческой натуры, которые не меняются с течением времени.

В конце 1870-х – 1880-е годы в жизни Крамского наступил период тяжелого кризиса. В его письмах чувствуется драматизм мироощущения. Он признавался, что в последние годы погрузился в “состояние мятежа”, что испытывал “отчаяние за будущее”, что болезненно реагировал на происшедшую в обществе утрату близких ему идеалов 1860-х. Он тяжело пережил смерть Ф.М.Достоевского, был неудовлетворен ходом работы над картиной “Хохот”, так и оставшейся неоконченной. “Я сломлен жизнью, и далеко не сделал того, что хотел и должен был”, – писал он П.М.Третьякову. Отношения Крамского с членами Товарищества обострились в это время и привели в конечном итоге к конфликту. Его идеи о необходимости обновления организационных форм выставочного объединения так и не нашли понимания в среде передвижников.

В эти годы к Крамскому пришла слава общеизвестного, и даже “модного” портретиста. Он исполнял портреты императора, императрицы, великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. И при этом с болью отмечал, что устал иметь дело с публикой, что работа на заказ все более тяготит его.

Депрессия и болезнь, одолевшие Крамского в эти годы жизни, глубоко омрачали его существование. В то же время, словно внутренне сопротивляясь безрадостной реальности, он много работал. Свидетельство тому — глубокое, осмысленное, выстраданное искусство Крамского последних лет, непрекращающиеся творческие поиски, создание необычайно выразительных образов. Среди них блестящие портреты И.И.Шишкина, А.С.Суворина, дочери С.И.Крамской, В.С.Соловьева, 1885.

В 1880-е годы Крамским были исполнены несколько значительных картин. Преображение человека под воздействием таинственных сил природы оказывается главным для художника в картине “Лунная ночь”. Часть демократически настроенной публики восприняла это произведение как явление салонного искусства, внешне красивое, но поверхностное. Еще более резким оценкам подверглась картина “Неизвестная”. Изысканная внешняя красота и грациозность “Неизвестной”, подчеркнутые художником некоторая отчужденность и высокомерие не могли скрыть чувство незащищенности и одиночества перед лицом мира, к которому она принадлежала и от которого она зависела. Это сообщало неоднозначность психологическому состоянию героини.

Картина “Неутешное горе” по своему замыслу имела глубоко личный характер. Она написана под впечатлением смерти двух младших сыновей художника и воплощала “драму человеческого сердца”, драму личности, ищущей при столкновении с трагическими обстоятельствами опору в себе. В облике матери, изображенной в глубоком трауре, звучит безмолвное отчаяние, глухая боль — и в то же время огромная внутренняя сила, готовность противостоять горю, миру, судьбе. Картина “Неутешное горе” была приобретена П.М.Третьяковым, несмотря на возникшее в 1880-е годы непонимание между собирателем и художником.

В том же 1884 году Крамской приступил к последней своей большой картине на библейский сюжет “Иродиада перед головой Иоанна Крестителя”. Эта неоконченная картина сегодня воспринимается как предсмертная исповедь художника. Физическое уничтожение человека не означало смерти его духа. В образе Иоанна Крестителя отражена судьба поколения 1860-х годов, судьба самого Крамского.

Сознание неумолимого движения жизни пронизывает небольшой по размеру последний автопортрет Крамского с дочерью С.И.Крамской. В сопоставлении стареющего художника, обременнего опытом и знаниями, и юного существа, стоящего на пороге жизни, полного надежды и молодости, видится глубокий философский смысл. Этот автопортрет художника был исполнен во время последнего его путешествия во Францию на Лазурный берег в Ментону, куда Крамской ездил лечиться.

В целом ряде статей и писем 1880-х годов Крамской подводил итог своим размышлениям о назначении искусства. Важнейшим положением его эстетики стало требование совершенства живописной формы. Он не уставал призывать художников писать “просто, легко, свободно и, мало того, обворожительно”, но при этом остерегал от утраты “самого дорогого качества художника – сердца”. Немало сил отдал он привлечению в ряды передвижников И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова, и др. Он искренне радовался достижениям талантливой молодежи, успехам всего русского реализма, в котором видел “историческое оправдание” усилий собственной жизни.

Крамской умер в 1887 году в Петербурге в своей мастерской за работой над портретом доктора К.А.Раухфуса. Похоронен на Смоленском кладбище, а в 1987 его могила была перенесена в Некрополь Александро- Невской Лавры.

school-collection.edu.ru

Уроки

Фильмы

video

Импрессионисты. Поль Гоген.

Художник: Гоген Поль (Gauguin Paul) Название: Импрессионисты. Поль Гоген. Год: 2002 Страна: США Описание: Жизнь Поля Гогена была такой же яркой и многообразной, как и его творчество. Программа...
video

Постимпрессионисты: Винсент Ван Гог

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Постимпрессионисты: Винсент Ван Гог Год: 2000 Описание: О жизни и творчестве Ван Гога. Источник: Good Art
video

Импрессионисты. Винсент Ван Гог.

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Импрессионисты. Винсент Ван Гог. Год: 2002 Страна: США Описание: Винсент Ван Гог стал самым знаменитым и, без сомнения, самым мифологизируемым...
video

Жажда Жизни Ирвинг Стоунг , фильм про Ван Гога

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Жажда Жизни Ирвинг Стоунг , фильм про Ван Гога Год: 1956 Страна: США Описание: Трагическая история жизни художника Ван Гога, сколь...
video

Вазари — реформатор искусства

Художник: Вазари Джорджо (Giorgio Vasari) Название: Вазари - реформатор искусства Страна: Россия Описание: Публичная лекция философа, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника МГУ Александра Маркова. Вазари-литератор и...