Домой Художники Писсарро Камиль (Pissarro Camille)

Писсарро Камиль (Pissarro Camille)

Имя: Писсарро Камиль (Pissarro Camille)
Годы жизни: 1830-1903 годы
Направление: Постимпрессионизм, Импрессионизм, Неоимпрессионизм
Биография: Камиль-Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года на острое Сент-Томас, который входил в группу Антильских островов и в то время принадлежал Дании. Отец будущего художника был торговцем скобяными товарами и хотел видеть своих детей тоже коммерсантами. В 1841-1847 годах Писсарро учился в довольно респектабельном коллеже в Пасси во Франции. Там же он начал серьезно заниматься рисованием. Потом, вернувшись на остров и будучи вынужденным торговать скобяными товарами, он умудрялся, даже ведя учет погрузки товаров в порту, делать зарисовки. Там его увидел молодой пейзажист Фриц Мельби, который убедил его бросить все и поехать с ним. Писсарро написал родителям записку и уехал вместе со своим новым другом. Пять лет Писсарро путешествовал и писал, рисовал все, что видел. В 1855 году отец отправил его учиться в Парижскую школу изящных искусств. Однако Писсарро очень скоро разочаровался в академической системе преподавания и начал заниматься в академии Сюиса (эти свободные мастерские организовал разбогатевший натурщик). Большую помощь оказал Писсарро брат Фрица Мельби Антуан, который к тому времени был уже довольно известным художником. После того как на Всемирной выставке в 1855 году Писсарро увидел картины Коро, его мечтой стало взять у него хотя бы несколько уроков. Однако Коро не брал учеников и согласился только на то, чтобы дать начинающему художнику несколько советов. Первая картина, которую Писсарро послал в Салон в 1859 году, была подписана следующим образом: «Писсарро (Камиль), род. на Сен-Тома (Датская колония), ученик Антуана Мельби. Вид Монморанси». В этом же году родители Писсарро переехали в Париж, и молодой художник влюбился в горничную своей матери, простую крестьянскую девушку Жюли Веллей, на которой вскоре женился. Отец не пожелал признать этот брак и даже отказал сыну в ежемесячном пансионе. Обвенчаться молодые смогли только в 1870 году в Англии. Писсарро познакомился с Гийоменом и Сезанном и выставил свои непринятые в официальном Салоне картины в Салоне отверженных. В 1863 году у Писсарро родился сын Люсьен, и они всей семьей переехали жить в окрестности Парижа. Критики отмечали в пейзажах Писсарро его особое умение передавать общее впечатление от натуры. Некоторое время художник жил в Понтуазе, расположенном на берегу Уазы, где «квартировал» в лодке-мастерской художника Добиньи. Прежде чем написать пейзаж, Писсарро подолгу жил в той местности, которая его вдохновила, поэтому его картины поражали всех не только точностью передачи натуры, но и необыкновенной поэтичной возвышенностью. Молодой художник познакомился с Ренуаром, Сислеем и другими живописцами, которые в то время, как и он, были увлечены работой на пленэре.

Писсарро, как и Ренуар, Моне, пробовал слить в едином живописном звучании природу и человека, однако выбирал чаще и для своих больших картин, и для маленьких этюдов будничные, простые сюжеты. Он очень любил писать изменчивые весну, осень и мотивы уходящей вдаль дороги.

Писсарро живо интересовался всеми социальными и политическими проблемами, был в оппозиции к правительству, что отличало его от друзей-художников. Во время войны с Пруссией он переехал сначала в Бретань, а затем в Лондон, где в то время жил и Моне. Большое влияние на них оказали английские пейзажисты Констебль и Тернер.
На выставку «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов» 1874 года, после которой все заговорили о новом течении в живописи — об импрессионизме, Камиль Писсарро представил пять своих пейзажей — «Фруктовый сад», «Каштаны в Они», «Сад в Понтуазе», «Июньское утро», «Заморозки».

Для импрессионистов искусство было не зеркалом, в котором отражается реальный мир, а окном, за которым он, этот мир, существует живым, почти осязаемым. Камиль Писсарро — единственный из всех импрессионистов, который не только принимал участие во всех семи их совместных выставках, но и занимался их организацией. Жить в Париже было ему не по карману, и он снимал жилье в предместьях — так, чтобы было удобно добираться до столицы. В тяжелые годы его семья вынуждена была питаться только выращенными его женой овощами.

Когда у Писсарро спрашивали, что значит быть импрессионистом, он отвечал: «Импрессионист — это художник, который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую».

В 70-е годы Писсарро очень много рисовал, писал своих детей и жену. В 1877 году он создал, как считается, лучшие свои пейзажи — «Красные крыши» и «Холм де Беф, Понтуаз», где господствует радостный, вдохновенный дух праздника, и продолжал заниматься гравюрой. В это же время Писсарро познакомился и подружился с Сезанном, вместе они некоторое время работали в Понтуазе. Когда Сезанну было за шестьдесят, он подписал одну из своих работ — «ученик Писсарро».

Писсарро увлекался не только масляной живописью и гравюрой, но работал также в технике пастели, гуаши, расписывал веера. В 80-е годы он создал несколько жанровых картин на крестьянскую тему — «Девочка с прутиком», «Завтрак» и др. А в 1885-м, познакомившись с Синьяком и Сера, примкнул к неоимпрессионизму, в котором его особенно привлекало обращение к проблемам и идеалам современной общественной жизни. Он практически не воспринял новый творческий метод Сера и Синьяка, которые, увлеченные эффектом взаимодействия основных и дополнительных тонов, использовали только чистые цвета.

В начале 1890-х годов импрессионисты отдаляются друг от друга. Сезанн работал в Эксе, Гоген вместе с Ван Гогом писал свои этюды в Арле, а затем поехал в Полинезию, Писсарро с Моне работали в Нормандии. В Бельгии, где Писсарро гостил вместе с семьей, он познакомился с политическим эмигрантом, участником Коммуны Реклю, его другом стал представитель демократического направления в литературе Мирбо, с которым его сближало неприятие упаднических настроений декаданса. Некоторое время Писсарро был даже членом Клуба социальных искусств, участники которого стояли на позициях анархизма. Но вскоре он отошел от них и больше никогда не принимал участия ни в каких политических кружках или объединениях.

Где-то с начала 80-х годов Писсарро пробовал начинать сразу несколько полотен на натуре, используя разные эффекты освещения и различные состояния атмосферы, а потом продолжал работу над ними уже в мастерской. В это время Писсарро писал в основном городские пейзажи. Причем писал он их чаще из окна — и не только потому, что это достаточно выгодная точка зрения. С 1889 года он страдал болезнью глаз, которая не позволяла ему работать на открытом воздухе. В это время были созданы самые знаменитые его виды Парижа и «столицы готического искусства» Руана.

Большую часть года Писсарро жил не в Париже, а в предместье Эраньи, где тоже много работал. А в 1898 году он поселился на улице Риволи, в доме с видом на Лувр.

В последние годы жизни Писсарро сделал много литографий, офортов. При жизни государство не купило у него ни одной картины и даже не поблагодарило за подаренные им оттиски его лучших гравюр. Поистине подвигом можно считать и то, что Писсарро вырастил и воспитал пять сыновей-художников. Люсьен, который жил в Англии, стал очень тонким пейзажистом. Удивительно талантливым был и Феликс, к сожалению, рано погибший. Родольф любил иллюстрировать китайские сказки…

Писсарро признавался в одном из писем: «Иногда я теряю мужество, видя равнодушие одних и чувствуя глухую неприязнь других. Но наряду с этим я начинаю замечать симпатию людей, которые долгие годы меня не понимали…»

Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года. После его смерти Октав Мирбо писал: «Он был счастлив просто потому, что в течение семидесяти трех лет, которые он прожил, у него была благородная и сильная страсть — работа. Со спокойной улыбкой, которая расцветала под его седой бородой, он говорил мне: «Работа — чудесный регулятор морального и физического здоровья. Работая, я забываю все горести, все печали, я их даже просто не знаю… Страдание подчиняет себе только бездельников».

www.art-spb.ru

Уроки

Фильмы

video

Импрессионисты. Поль Гоген.

Художник: Гоген Поль (Gauguin Paul) Название: Импрессионисты. Поль Гоген. Год: 2002 Страна: США Описание: Жизнь Поля Гогена была такой же яркой и многообразной, как и его творчество. Программа...
video

Постимпрессионисты: Винсент Ван Гог

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Постимпрессионисты: Винсент Ван Гог Год: 2000 Описание: О жизни и творчестве Ван Гога. Источник: Good Art
video

Импрессионисты. Винсент Ван Гог.

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Импрессионисты. Винсент Ван Гог. Год: 2002 Страна: США Описание: Винсент Ван Гог стал самым знаменитым и, без сомнения, самым мифологизируемым...
video

Жажда Жизни Ирвинг Стоунг , фильм про Ван Гога

Художник: Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Название: Жажда Жизни Ирвинг Стоунг , фильм про Ван Гога Год: 1956 Страна: США Описание: Трагическая история жизни художника Ван Гога, сколь...
video

Вазари — реформатор искусства

Художник: Вазари Джорджо (Giorgio Vasari) Название: Вазари - реформатор искусства Страна: Россия Описание: Публичная лекция философа, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника МГУ Александра Маркова. Вазари-литератор и...