Автор: Бёклин Арнольд (Arnold Böcklin)
Название: «Тритон и Нереида»
Год написания: 1874 год
Место: Галерея Шака, Мюнхен
Направление: Символизм
«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской. Художник мастерски передаёт мрачный простор. Небо, завешенное темными, серо-синими тучами, незаметно переходит в серо-чёрное море, которое пенится мелкими, виртуозно выписанными бурунчиками. Персонажи на картине полностью покорились этой грандиозной, бесконечной стихии. Художник воздерживается от попытки толкования изображённого на картине. Вода как первопричина жизни, существа, обитающие в этой стихии, а также эротическое влечение полов оставляют зрителю широкую свободу для ассоциаций.
Источник: pinakothek